Как мне стать драконом?
Когда заканчивается встреча, я стараюсь сразу записать, что говорят дети: как размышляют, чем делятся, что им интересно и какие вопросы они задают. Во-первых, если не запишешь — непременно многое забудешь и что-нибудь упустишь, а благодаря записям можно скорректировать свою работу. Во-вторых, эти заметки помогают не костенеть собственным представлениям о детях и перемещаться из взрослого мышления в детское. И в-третьих, остаётся память о детях: они такие же разные, как взрослые, и на мой взгляд, встреча с другой «разностью» — это всегда радость открытия чего-то нового, пусть даже это новое кому-то покажется пустяковым. Конечно, есть вопросы и рассуждения, которые повторяются от встречи к встрече. Но обязательно есть и то, что звучит впервые. Ниже я сделала подборку высказываний, в основном детей из первого-второго классов, которые мне особенно запомнились и которые будут понятны без контекста книг.
Фото Оли Боровик со встречи в детской библиотеке «ГОРОД», Санкт-Петербург.
Библиотекарь: Сегодня у вас встреча с детским писателем...
Первоклашка с первого ряда: Встречалась я тут с одним писателем... Но это точно был не Лев Толстой!
Я: Можете обращаться ко мне Аня, или Анна, или Анна Павловна — как вам удобнее.
Поднимает руку маленький мальчик: А можно Анна Владимировна?
— Вы знаете, как делают книги?
— Да! Сначала вырубаются леса...
Рассказываю, какие холода бывают зимой на моей родине:
— И тогда можно в школу не ходить. Кто-то приходит, а кто-то не приходит...
— Что значит «не приходит»? Шёл, шёл и замёрз???
— А почему вы родились так далеко?
— У вас был в детстве младший брат?
— Я люблю, например, читать и бегать. А вы что любите делать?
— Я люблю чинить.
Читаю сказку-малышку по памяти.
Второклашка поражённо: Это вы сейчас на ходу выдумываете?
Я: Что мне нужно сделать, чтобы рассказ написать?
Фёдор: А вы посмотрите по сторонам. Я вот птиц увидел. На чердаке поселились. Дикие голуби. И я про них написал рассказ...
Я: А ещё для того, чтобы появилась книжка, нужна фантазия.
Лера: Ха! Для этого нужна не фантазия, а время!
— Наверное, я счастливее всего, когда пишу. А вы когда счастливее всего?
— А я — когда рисую одной серой ручкой. Так... чище.
— А у вас в детстве был такой блокнот, в который вы всё записываете, а на первом листе написано, чей этот блокнот и что другим читать его запрещено?
— А трудно писать книги?.. (с искренним недоумением) Так почему же вы не возьмёте помощника?! Вы бы всё ему рассказали про книгу — он бы и писал!
— Вы пишете в день рождения?
— Как будет называться ваша следующая книга?
— Да вот я не знаю. Сначала было название «Привет, Кропоткин», а теперь я думаю, что надо изменить...
— А я уже придумала вам название!
— Какое?
— «Мой любимый посёлок».
Смотрят книгу «Капитаны детского сада»:
— Это же мелками нарисовано! Вы что взяли мелки и прямо в книжке рисовали???
— А почему твой муж не рисует тебе книжки?
— Бывает, что человек чем-то занимается потому, что у него дедушка или бабушка этим занимались, и вот он тоже хочет продолжать это дело. А как у вас?
— А где можно прочитать книжки?
— Вот эту книжку можно посмотреть в интернете.
— Так вы знаменитость!!!
— А ваши книжки знают в Африке?
Рассказываю про книгу «Однажды мы с Петькой». Второклассник:
— А как второго мальчика зовут?... Я сейчас смотрю на него — ему больше всего имя Максим подходит... А они отличники или хорошисты?
Рассуждают, почему ссорятся с друзьями:
— Ну, бывает, что надоел старый друг, и ты подружился с новым. А потом надоел новый — вернулся к старому...
— А мы с другом придумали игру «Два короля»: нужно накинуть на себя покрывала и наступать на чужое — кто первый лишится своего покрывала, тот или кланяется, или в море кидается — нужно выбрать!
— Как вы обычно миритесь с друзьями?
— Мы используем игровое примирение. Ну то есть миримся через игру...
— А ещё иногда начинаешь разговаривать и забываешь, что ссорился...
— Вообще мы примерно три раза в неделю ссоримся.
Дима: А я вообще никогда не обижаюсь!
Я: Так значит Дима у вас безобидный человек...
Девочки хором: Нет, он обидный, обидный, обидный!!!
Рассказывают, кто что знает про Петербург:
— Петербург назван в честь Петра.
— Да, а ещё есть Екатеринбург — в честь его жены Екатерины. Значит, эти города влюблены друг в друга!
— Какую из ваших книг вы любите больше всего?
Объясняю, что не могу ответить однозначно на этот вопрос, потому что за каждым текстом стоит какая-то часть моей жизни — и всё дорого.
— Да, точно, невозможно же сказать, кого больше любишь — папу или маму.
Рома из Гусева:
— Вы знаете, я решил написать про вас книгу.
— Правда?
— Да, прямо сегодня вечером и начну: однажды к нам приехала...
— А как вы стали знаменитой?
— Нуу... Ээээээ... Гхмм...
— Ну то есть, как вам удалось опубликовать первую книгу, а после неё вторую, а потом ещё?
Предлагаю угадать, почему капитана Борща так зовут.
Первоклассник Ваня: Потому что нужна сила... Ведь на море много трудностей бывает, нужно быть сильным — вот борщ и помогает.
— Напишите продолжение! «Капитан Борщ и Кошка-поварёшка»! Через год я зайду в интернет и посмотрю!
— Вы пишeте, чтобы осчастливить детей, у которых что-то случилось? Чтобы помочь им?
— А если у нас будет семейка...
— Лосей!
— Хорошо! Тогда папу как будут звать?
— Лось!
— А маму?
— Олениха!
— Ага, а дочка, наверное, Олёнушка!
— Да, а сынок — Лосось!
Даша:
— Как мне узнать много слов? В ваших книгах так много слов! Как мне их все узнать?
Я: А какие слова можно пропеть весело?
Лера 9 лет: Политика.
— У меня вопрос... Я всю встречу думаю... Мне так хочется узнать... В каком году был открыт петербургский метрополитен??
— А вам хотелось отправиться путешествовать и чтобы потом об этом написать?
После встречи:
— Можно с вами сфотографироваться?
— А теперь я.
— И я.
— И я.
— А я не фотографироваться. Я — обняться.
Мальчик 10 лет:
— Кхм, кхм. Простите, пожалуйста, мне так неловко, как ваша фамилия?... (Одёргивает лацканы пиджака) Есть ли у вас книги для маленьких? Я буду рекомендовать их своей младшей сестре.
— Может быть, вы знаете, что такое фразеологизм?
— Это когда два человека встречаются и разговаривают.
Рассуждают, кто такой энергетик:
— Он фонари чинит.
— Это хомяк, который бегает в колесе.
— Это такой напиток!
— Секретарша — она не секреты хранит, а записки — получает их от начальника и раздаёт другим, а некоторые хранит.
— В каком году родилась ваша бабушка?
Саша в Ивангороде:
— У меня для вас новость: теперь у вас здесь друг. Мы теперь с вами друзья...
На встрече с первоклассниками:
— А вот если я захочу кем-нибудь стать, то как мне им стать?
— По шажочкам. Узнавай побольше об этом деле. А потом тренируйся, делай потихоньку...
— Я хочу стать гипнотизёром!
— Ну вот и попробуй.
— А мне? Как мне стать учёным?
— Точно так же.
— А драконом?
(помогает рядом сидящая девочка) — Ха! Надень костюм дракона да и всё!
— А потом обратись к гипнотизёру!
Рассказывала про новосибирский Академгородок. Второклассник Данька:
— Всё, я хочу в этот Городок. В каком он, говорите, городе?..
Спустя время:
— А там есть приюты? Или как их... Гостиницы! Гостиницы есть?
— Ну одна точно найдётся.
— Всё, — встал решительный, — я туда хочу и поеду!
Первоклассница Алёна. Задала один вопрос. Потом ещё один. Потом встала и сказала:
— У меня ещё три вопроса. Первый: вам сложно отвечать на вопросы?...
— Вы хоть рады, что приезжаете на встречи?
— А сфотографируете меня на свой телефон? Будете смотреть на меня, вспоминать...
Читаю рассказ: «Однажды мы с Петькой шли по улице Плуталова и как заплутали!...». И как потом палили из большущих пушек на Большой Пушкарской и просвечивались рентгеном на улице Рентгена...
— У меня вопрос, — спрашивает второклашка с первого ряда. — Это они что — всё вообразили?
— А вы как думаете?
— Ну да, — говорят остальные.
— Хм, — задумывается девочка и поворачивается к окну. — А мы сейчас... на Большой Морской... Прекрасно! Я же могу покупаться в МОРЕ!
И она плюхается на пол и так активно загребает руками, что к ней сразу присоединяется полкласса! Даже у меня хлюпает в ботинках...
Эта встреча с второклашками ни много ни мало началась так:
— Скажите, а в чём смысл жизни? — после приветствия спросил такой крупный мальчишка.
— Эмм, — проблеяла я... — Аха-ха! Классно! Прямо так сразу... Я думаю, что как можно полнее узнать себя и найти своё место в мире...
— Да! — подтвердил другой, мелкий мальчишка. — Нужно обязательно развивать свои навыки! Я вот недавно научился шевелить ушами — смотрите!
— А-а-а-а!.. А ты нашёл уже своё место в мире с этим навыком?
— Не-е-ет, — засмеялся мелкий. — Но я ещё научился печатать вслепую...
— А тебя удовлетворил мой ответ? — спрашиваю крупного.
— Нет, — и улыбается хитро, — потому что у меня есть свой. Смысл жизни — просто жить!